Цветы зла: Федосов о борщевике
Президент подписал закон о борьбе с борщевиком. Теперь собственник участка, где он произрастает, обязан с ним бороться под угрозой наказания. У нас в Оренбуржье народ может по этому поводу только хмыкнуть: «Подумаешь, сорняк какой-то».
Зря. В этом и прошлом году я своими глазами видел борщевичные поля в Калужской, Псковской и Новгородской областях. Разговаривал с людьми. Там это настоящее бедствие. Поля эти раньше обрабатывали. И сейчас готовы. Но вывести борщевик не могут. Если его там не остановят, он точно придет к нам. Лет через 40. И мало не покажется.
Не все знают, что это за травка такая борщевик Сосновского. Это почти Чужой из фантастического фильма. Невероятно аллергена. Ее вредное воздействие на человеческий организм еще не вполне изучено. Но есть основания подозревать воздействие даже на нашу генетику. Косить ее можно только в специальном снаряжении, которое потом надо обязательно стирать. Настолько она жгучая и ядовитая. Но это еще и невероятно живучая многолетняя травка. Есть основания предполагать, что она и Заполярье со временем завоюет.
У этой проблемы есть имя и отчество. Когда-то борщевик Сосновского произрастал на Ближнем Востоке и в Закавказье. В России его не ведали. Но в 50-е годы кому-то в КПСС (или это тогда еще была ВКПб) пришла «гениальная» идея: «Давайте привнесем эту траву в Россию в качестве кормовой культуры!» Логика в этом была. Своеобразная, правда. Если она полежит несколько недель, то теряет свою жгучесть и становится пригодной для скота. При этом она чрезвычайно калорийная. И растет прекрасно в любых условиях. Жара, холод, засуха, потоп — все нипочём. Да, косить ее почти невозможно. Для людей очень вредно. Но колхозники-то тогда были бесплатными. Работали за трудодни. И беспаспортными. Не сбегут.
Толку животноводству эта культура не принесла. Но в дикую природу «сбежала». Появилась в ней в конце прошлого века. А ныне заняла огромные территории центральной и северо-западной части России. Чему противостоять человек пока не научился. Есть надежда на науку. Вроде бы идет разработка некоего химиката, который будет эту траву губить. Но, как это часто бывает, не будет ли это лекарство хуже самой болезни?
Кстати, в советские годы на ниве преобразования природы много наворотили. Построили массу водохранилищ, которые ныне приносят выгоду частным компаниям, зато климат поменяли. Вырубили многие леса. Довели до обмеления реки. А самый «сильный» проект преобразования природы имел место в 80-е. Партия всерьез обсуждала поворот сибирских рек в Среднюю Азию при помощи ядерных взрывов. К чему это привело бы, представить страшно. К счастью, до перестройки не успели, а потом стало не до того.
Вывод. Человек — всего лишь ЧАСТЬ природы. И одно из творений Всевышнего. Любимое, конечно, но одно из… Когда он пытается изменить природу ради сиюминутной экономической выгоды… Лучше и не пытаться. И это не только природы касается. Всех сфер жизни.
Андрей Федосов, журналист.