Многовекторный сбой
О тенденциях для Казахстана
Весь прошлый год в Казахстане стремились проводить активную внешнюю политику, которая, впрочем, не стала гарантией от нанесения ударов по экономической и социальной стабильности страны.
Внешняя политикаПрошлогодняя программа кабинета Токаева включала встречи и визиты на высоком уровне с главами России, США и Китая, а также чиновниками из ЕС. Такой подход должен был обозначить геополитическую «равноудалённость» казахстанских властей.
При этом было расширено присутствие компаний из США в добывающей промышленности республики, которую также было решено цифровизировать на мощностях западных IT-гигантов.
Помимо этого, в Казахстане продолжили участие в логистических инициативах от Китая и Запада, под которые были взяты займы. В обоих случаях формируется зависимость от долговых обязательств и иностранных технологий.
Не стали власти РК ограничивать себя и в части военного сотрудничества со странами НАТО (Турцией и Великобританией), а также провели региональные учения с Азербайджаном.
Также в Астане приняли активное участие в формировании нового регионального формата с участием глав стран Средней Азии, к которому присоединился и азербайджанский президент.
В отношениях с Россией власти Казахстана выбрали работать только в интересующих их сферах — энергетике (АЭС и газификация) и трансграничной торговле. В последнем случае не обошлось без серьёзных проблем в виде заторов на границе и срывов поставок.
При этом соблюдение санкционной политики Запада против России всё чаще становится для казахстанских властей сигналом к ужесточению таможенных процедур на границах с РФ. Также санкции угрожают российско-казахстанским проектам в энергетике.
Не прибавляют стабильности внутри Казахстана и удары ВСУ по нефтяному экспорту республики (КТК), а также по общей с Россией энергетической системе (НПЗ и ГПЗ в Оренбурге). Из-за этого бюджет недополучает средств, что в условиях социального напряжения и инфляции совершенно не кстати.
Вероятно, эти проблемы никуда не денутся и в предстоящем году. К негативным трендам стоит отнести и сложности с электрификацией и дефицитом энергии. Чтобы выправить ситуацию, нужны финансы, а взять их можно за счёт ужесточения фискальной политики (и очередных кредитов).
На фоне этого в Казахстане запущена подготовка к парламентской реформе, работа по которой продолжится и в этом году. А внутренняя повестка будет включать усиление контроля за информационным пространством, что означает не только борьбу с киберпреступностью, но и с идеологически чуждым контентом.
В целом геополитическая нестабильность оказывает давление на привычную для Казахстана модель «многовекторности», оставляя для неё всё меньше пространства.
Кроме того, на фоне падения притока иностранных инвестиций и снижения доходности нефтедобычи в Астане делают ставку на редкоземельные ресурсы, продажа которых, по мнению властей республики, позволит остаться на плаву.
Инфографика в высоком разрешении
#Казахстан #СредняяАзия
@rybar_stan — о цене свободы для Средней Азии






































